"Птаха, нежно щебеча..."
Новость добавлена:12.03.2008 в 08:29
Просмотров за 15 дн.: 11
Просмотров за 15 дн.: 11
Первый день весны с теплыми солнечными лучами и звоном капели порадовал ковровских меломанов и прекрасным вечером старинной музыки в исполнении московского ансамбля "Canto vivo". Около сотни гостей, заплатив символические 50 руб., пришли в историко-мемориальный музей насладиться итальянской "музыкой вживую" (именно так переводится название ансамбля) в стиле раннего барокко.
Ансамблю 8-й год. Его руководитель и создатель, обычно строгий и немногословный Андрей Чернышов (родом из Мурома) сразу расположился к ковровчанам, по-видимому, почувствовав в них умного и понимающего музыку зрителя.– Мы приехали в ваш город не ради денег, а ради друзей, настоящих ценителей музыки, – признался после концерта Андрей.
Год назад "Canto vivo" познакомил с горожанами известный в области музыкант, руководитель камерного хора "Аксиос" Владимир Завазальский, который около двух лет пел в московском хоре с участницей "Canto vivo" Екатериной Либеровой.
В мае прошлого года Андрей Чернышов (лютня) и Лада Морозова (скрипка) впервые приезжали в Ковров, но тогда "гвоздем" программы была старинная английская музыка, а в ноябре звучали произведения Вивальди и Моцарта.
В этот раз музыкантов пригласили участники хора "Аксиос" В. Чесноков и В. Гиньковский, которые в последнее время очень подружились с "Canto vivo". Четыре музыканта полтора часа на одном дыхании исполнили с десяток пьес. Андрей играл на архлютне и виуэле. Выпускник академии им. Маймонида по классу классической гитары еще во время учебы увлекся лютней – излюбленным инструментом эпохи Ренессанса.
Лада Морозова – скрипачка, лауреат международного конкурса в Италии. Наталья Ацаркина играет на виоле да гамба – единственная в ансамбле "любительница", работает биохимиком, старинная музыка – ее хобби. Ирина Оболонская продемонстрировала игру на блок- и траверс (поперечной) флейтах. Все инструменты выполнены по старинным образцам, а найти ноты XVII–XVIII веков по Интернету не составляет труда.
На итальянском пела талантливейшая Екатерина Либерова (сопрано). Она поет и на французском, английском и немецком языках, досконально знает их фонетику, правила произношения. Катя окончила Академию хорового искусства в Москве, отделение сольного пения. Сейчас она – регент (руководитель одного из хоров) в храме Христа Спасителя, параллельно поет в "Canto vivo".
Эпоха барокко продолжалась с начала XVII века до даты смерти Иоганна Себастьяна Баха (1750 г.). Поэты и композиторы воспевали любовь, предавались грезам и мечтаниям, уходя от жестокой реальности. Причину легкости и душевности музыки того периода известный ковровский меломан, участник "Аксиоса" Владимир Чесноков видит в том, что барокко существовало как раз на переходе от старого мира к новому: "Это как умирающая роза, которая перед тем, как засохнуть, издает самый яркий аромат".
Интересно, что во времена барокко гитару считали плебейским инструментом, много духовной музыки писали именно для виолы. На концерте прозвучала единственная "церковная" песня – "Pianto della Madonna" Джованни Феличе Санчеса.
Шквал аплодисментов "сорвала" песня в исполнении Е. Либеровой на стихи неизвестного автора XVII века "Всем придется умирать". Казалось бы, грустное произведение прозвучало легко и светло, а мелодичному припеву "бизонье мерине" хотелось даже подпеть. "В Италии эта песня и сейчас звучит как застольная, подобно нашей "Ой, мороз, мороз...", – пошутил лютнист. В паузах Андрей увлеченно рассказывал о музыке барокко и инструментах, переводил тексты старинных песен.
"Птаха, нежно щебеча, выводит свои рулады, поет, исторгая мои стенания. Любимая, прекрасная Клорис глуха к моим мольбам. Но, может статься, смягчится она, а коль не так – умру. В этот час заря несет свои поцелуи к моим устам. Лети сюда, певчая птаха, не медли завести новую песню о том, как ты ликуешь и как я счастлив", – поется в серенаде "Augellin" Стефано Ланди. Наверняка у прекрасных дам в уютном зале музея растаяли сердца, душа наполнилась любовью – настолько певуча, красива и трогательна итальянская песня.
Благодарные зрители подарили музыкантам цветы. Некоторые пришли с видеокамерами и снимали концерт с первой до последней минуты.
6 апреля ансамбль приедет в Ковров в чуть измененном составе и с другой программой. В исполнении гитарного квартета прозвучит лирическая музыка норвежца Эдварда Грига и испанцев Гранадоса и де Фальи.
Е. МАЛКОВА.